Гус


Гус
, Хуго ван дер (van der Goes, Hugo) Ок. 1440, Гент (?) — 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя. Нидерландский живописец. О начальном этапе его творчества сведений не сохранилось. С 1465 работал в Генте, в 1467 стал мастером гильдии живописцев, в 1474 — ее деканом. В 1476 удалился в монастырь, живя там как светское лицо. Ок. 1481 посетил Кёльн. В последние годы был подвержен приступам душевной депрессии. Писал главным образом алтарные композиции, но также занимался декоративной живописью: в 1468 принимал участие в праздничном украшении Брюгге, а в 1471—1472 — Гента. Произведения Гуса не подписаны и не датированы. Его достаточно короткий творческий путь представлен небольшим количеством картин, но каждая из них отмечена чертами яркой индивидуальности художника, его стремлением по-новому раскрыть традиционные темы. Примерно к 1470 относится редкий по своему составу диптих (Вена, Музей истории искусства): на левой его створке представлено Грехопадение, на правой — Оплакивание Христа, т. е. показаны главные вехи жизненного пути человечества — от первородного греха до искупительной жертвы Бога-Сына. Сцены резко контрастируют друг с другом как символы плоти и духа, и этот контраст подчеркивает общий религиозно-назидательный смысл диптиха. Слева, среди сочной зелени райского сада, возле усыпанного плодами Древа познания добра и зла — Адам и Ева; здесь же соблазнитель-змий — несколько наивно трактованная фигурка в виде большой ящерицы с человеческим лицом. Справа, на голом каменистом склоне Голгофы, вокруг израненного тела Христа — группа оплакивающих; они являют все оттенки переживаемого горя: от открытого всплеска отчаяния до безмолвного затаенного страдания; мрачное грозовое небо с одиноким крестом на его фоне завершает сцену. Самое знаменитое произведение Гуса — монументальный Алтарь Портинари (1474—1478, Флоренция, галерея Уффици), созданный по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари, представителя банка Медичи в Брюгге. Это триптих с боковыми створками, центральная часть которого изображает Поклонение младенцу Христу. Художник вновь отступает здесь от принятой иконографии: в центре открытой площадки лежит божественный младенец, за ним представлена коленопреклоненная грустная Мария, слева — Иосиф, вокруг, также на коленях, изящные фигурки маленьких ангелов. Рядом с лирическим благочестием этой сцены особенно выразительно выглядит группа пастухов справа: они воспринимаются как пришельцы из другого, плотского мира. В их благоговейном лицезрении родившегося Христа явлено чудо духовного преображения грубых простых людей. Преображение это происходит постепенно: на скуластом, со вздернутым носом и открытым ртом лице заднего пастуха не ощущается ничего, кроме любопытства; находящийся перед ним уже понимает, что свершилось нечто необычайное, он опускается на колени, в лице его уже виден отблеск божественной тайны, но особенно выразителен передний пастух: он стоит на коленях, молитвенно сложив руки, и лицо его чудесно просветлено выражением радостной умиленности, нежности и надежды. На внутренних створках изображены святые покровители заказчика и его семьи, равно как и само его семейство. Особенно трогательны и привлекательны портреты детей — двух мальчиков и девочки; столь лиричное и правдивое изображение детской натуры появляется впервые в нидерландском искусстве. Алтарь, исполненный в Нидерландах, был затем привезен во Флоренцию. К теме поклонения пастухов художник обращался и позже (Берлин, Гос. музеи). Своеобразие последней композиции в том, что она показана в виде сценического представления. По краям картины необычно длинного формата изображены полуфигуры пророков, раздергивающих занавес, за которым и возникает сцена поклонения. Группа возле Младенца скомпонована более плотно. Подбегающие слева два пастуха изображены в резком движении, их благочестиво-изумленные переживания близки тем, что владели пастухами предшествующей картины. Самое позднее произведение мастера — исполненное незадолго до смерти Успение Девы Марии (ок. 1480, Брюгге, Гор. художественная галерея). Оно свидетельствует о нарастании в творчестве мастера черт острого драматизма. Собравшиеся вокруг постели усопшей апостолы полны скорби, отчаяния и тоски. Чувства и переживания людей проявляются тут еще более многообразно, чем в раннем Оплакивании Христа. Холодный колорит строится на оттенках синего, голубого и серого. Из документальных источников известно, что Гус писал и портреты, хотя ни одного произведения собственно портретного жанра до нас не дошло. О тонком проникновении в человеческую натуру свидетельствуют уже упомянутые портреты заказчиков Алтаря Портинари. Известно портретное изображение молодого мужчины с молитвенно сложенными руками (ок. 1475, Нью-Йорк, музей Метрополитен), которое считается створкой несохранившегося алтаря; образ впечатляет душевной взволнованностью, в нем ощущается незаурядность личности, глубина индивидуального религиозного чувства. Если в творчестве некоторых предшественников и современников Гуса (Кристус, Баутс) сильнее проявлялось тяготение к обмирщению религиозных сцен, то сам он всю мощь своего дарования направил на раскрытие духовного начала в человеке как одной из основных побудительных сил развития жизни.
Лит.: Denis V. Hugo van der Goes. Berlin, 1964; Domscheit M. Hugo van der Goes. Dresden, 1976.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Гус" в других словарях:

  • гусёк — гусёк …   Словарь употребления буквы Ё

  • гусёк — гус/ёк/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Гус Ян — (Hus) (1371 1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402 03, 1409 10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал… …   Энциклопедический словарь

  • ГУС — (Hus), Ян (1371 – 6 июля 1415) – чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского крыла антифеод. революц. движения в Чехии 1 й пол. 15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун т и приступил к преподават. деятельности. В 1401–02 – декан… …   Философская энциклопедия

  • ГУС — гемолитико уремический синдром ГУС Главное управление связи МО РФ РФ, связь Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ГУС Главная университетская секция …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Гус — Гус, устар. Гут (Guth, Hus, Guus)  голландское имя, фамилия (у славян означает гусь). Содержание 1 Персоналии 1.1 Фамилия 1.2 Имя …   Википедия

  • Гус — (goes) Хуго ван дер (ок. 1435 40, Гент? – 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя), нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, где вступил в гильдию Св. Луки. С 1475 г., приняв монашеский сан, жил в монастыре Родендале, продолжая… …   Художественная энциклопедия

  • Гусёк — Гусёк: Гусёк  один из архитектурных обломов; очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих подобие рукописной строчной буквы г. Гусёк  металлоконструкция (решётчатая или трубчатая), устанавливаемая на стрелу… …   Википедия

  • Гус Ян — (1371 1415 гг.) национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402 03 гг. и 1409 10 гг. был ректором Пражского (Карлова) университета. С 1402 г. проповедовал в Вифлеемской часовне, ставшей центром распространения идей… …   Исторический словарь

  • Гус Ян — Гус (Hus) Ян (1371, Гусинец, ≈ 6.7.1415, Констанца), национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил Карлов университет в Праге, в 1396 магистр, в 1401≈02 …   Большая советская энциклопедия

  • ГУСЁК — ГУСЁК, гуська, муж. (разг.). 1. уменьш. к гусь. 2. Игра, при которой фигуры передвигаются по клеткам особым образом разграфленного картона в зависимости от счета очков на выкинутых костях и установленных правил передвижения (спец.). 3. Выступ в… …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Гус и Лютер. Ч. 1-2., Новиков Е.П.. Книга представляет собой репринтное издание 1859 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее  Купить за 2767 грн (только Украина)
  • Гус и Лютер. Ч. 1-2., Новиков Е.П.. Книга представляет собой репринтное издание 1859 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее  Купить за 2460 руб
  • Гусёнок третьего сорта, Валерий Медведев. В книжку включены два рассказа. Первый рассказ - о резиновой игрушке гусёнке, которого на игрушечной фабрике сделали с заплаткой, то есть с браком, то есть третьего сорта, но игрушкой всё… Подробнее  Купить за 92 руб
Другие книги по запросу «Гус» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.